Меню

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Основные сведения о ГБПОУ "НХУ"
Сведения об учредителе
СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГБПОУ "Нижегородское художественное училище"
Документы
Лицензия
Государственная аккредитация
Устав
Цены на обучение. Приказ
Отчет о результатах самообследования
Информация о государственном (муниципальном) задании и его исполнении
Отчет об исполнении предписаний в сфере образования
Показатели эффективности деятельности основных категорий работников
Правила внутреннего трудового распорядка
Документация о закупках по ФЗ №223
Финансово-хозяйственная деятельность
Кодекс этики и служебного поведения
Положение о Совете профилактики
Коллективный договор ГБПОУ "НХУ"
Правила оказания платных образовательных услуг
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
Порядок перехода обучающихся училища с платного на бесплатное обучение
Положение о порядке участия обучающегося Училища в формировании содержания своего профессионального образования
Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между НХУ и обучающимися и (или) их родителями
Положение о государственной итоговой аттестации выпускников Училища
Положение о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов
Образование
Общая информация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГБПОУ «Нижегородское художественное училище»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА по специальности 54.02.05 ЖИВОПИСЬ (ПО ВИДАМ)
Рабочие программы
Календарные учебные графики
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИЕМА в ГБПОУ «НХУ»
Численность обучающихся по реализуемым профессиональным образовательным программам
Вакантные места для приема (перевода), результаты перевода, восстановления и отчисления
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Общие сведения о материально – технической оснащенности ГБПОУ "НХУ"
О формирование доступной среды
Платные образовательные услуги
Правила оказания платных образовательных услуг
Порядок перехода обучающихся училища с платного на бесплатное обучение
Цены на обучение. Приказ
Договор на платное обучение
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки обучающихся
О трудоустройстве выпускников
История НХУ
1921–1928
1936–1941
1946–1956
1956–1974
1974–1991
1991–2005
НХУ сегодня
Студентам
Студенческая жизнь
Расписание занятий 2 полугодие 2017-2018 года
Объявления
Учебные материалы
Абитуриентам
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
Правила приема 2018
Документы, необходимые для поступления в ГБПОУ «Нижегородское художественное училище» в 2018 году
Расписание вступительных испытаний творческой направленности в 2018 году
Количество заявлений
Подготовительные курсы. Договор.
Подготовительные курсы
Правила оказания платных услуг
Договор на платное обучение
Цены на обучение. Приказ
Работы студентов
Рисунок
Живопись
Дизайн

Оцените качество предоставляемых училищем услуг

Яндекс.Метрика

istoriya_1946-56_1

 

Великая Отечественная война шла к победному завершению. Началась трудная пора налаживания хозяйства. Вернувшиеся с фронта студенты и педагоги довоенной поры создали инициативную группу по восстановлению ГХУ. Старое здание окончательно обветшало. Практически всё было утрачено – учебный и художественный инвентарь, оборудование мастерских и кабинетов. Очень немного осталось от богатого реквизита, методического фонда и библиотеки.

Под училище был отведёно здание на улице Пискунова (ныне на том месте находится Дом актера). Здание тоже требовало капитального ремонта. Но благодаря энтузиазму В.П. Ершевского было налажено первоначальное хозяйство и произведён небольшой ремонт.

1 января 1946 года открывается новая страница в истории Горьковского художественного училища. Прерванные войной занятия возобновились.

Педагогический состав практически остался тот же, что и в довоенную пору. Это дало возможность без промедления приступить к серьёзным занятиям, не дожидаясь программ, учебных пособий, учебников. Приступили к занятиям И.С. Мясников, М.Ф. Лисенков, Е.В. Луцкая, Н.А. Колоярский, Ф.Ф. Кириллов, Л.А. Хныгин. Стали преподавать вернувшиеся с войны В.М. Ольшевский, бывшие выпускники предвоенных лет В.В. Волков и А.П. Никифоров. В 1947 г. приступили к преподаванию А.В. Самсонов и В.И. Агевин. В 1951 г. в училище приходят молодые педагоги фронтовики С.П. Тумаков, Д.П. Кормилицын и М.С. Виденский.

Оперативно решались многие проблемы и задачи. Стала пополняться библиотека, реквизитный фонд: появились гипсы, чучела птиц, муляжи, драпировки.

В 1947 г. состоялся первый послевоенный дипломный выпуск – фронтовики, прервавшие своё обучение. Темы дипломных работ отражали драматизм и героику военных лет, тяжкий опыт пройденного, увиденного, пережитого: Д.Г. Фролов – «Беженцы», М.В. Перов – «Разведчики», А.И. Маркеев – «Ленинград в блокаде», С.А. Балаболкин – «Возвращение», А.Н. Комшилов – «Встреча», Н.П. Карякин – «Враг близко». В более поздних выпусках у опаленных войной солдат звучит та же тема: В. Ф. Летянин – «Переправа через Днепр», В.К. Куклин – «Борьба за переправу», А.А. Лобковский – «Морки», Л.Ф. Калиновский – «Пленных ведут», Ю.Г. Улитин – «В партизанский штаб».

В дипломах 1948 г. зазвучали новые созидающие ноты. В.А. Данилюк – «Колхозный свинарник», О.Г. Бордей – «Каток», М. С. Кузнецов – «День выборов на селе».

istoriya_1946-56_2

 

Состав учащихся был весьма разнообразным: рядом с 14–16-летними подростками, такими как И. Корнев, К. Шихов, Н. Величко, Б. Бочкарёв, А. Фролов, К. Щукин, В. Смолин, находились фронтовики, порой вдвое старше. Среди выпускников училища тех лет В. Летянин, В. Калинин, К. Золотницкий, А. Швайкин, В. Малиновский, С. Шляхтин.

В 1949 г. из Главного управления учебными заведениями Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР были присланы новые программы по рисунку, живописи, композиции.

«В основу курса рисунка должна быть положена глубокая идейность, партийность и народность искусства…» Началась активная политизация всего художественного процесса в стране, в том числе и в учебных заведениях. Советское передвижничество со всеми достоинствами и ограниченностью идейно-тематического подхода к многообразию жизненных проявлений на десятилетия воцарилось в училище. Проблемы решения живописной формы, самобытного художественного видения постепенно стали уходить на второй план.

В дипломных работах 1950–1951 годы сюжетно-тематическая живопись остановилась на обыденных, простых сценах жизни. Может быть, не случайно в поисках задушевности, правдивости чувств многие обратились к темам, связанным с детьми: И. Левицкая – «Смотр юных пионеров», А. Балыкин – «Юные археологи», К. Щукин – «В художественном музее», Ю. Либеров – «Посвящение учительницы», Н. Осокин – «Суворовец на каникулах».

SCHelokov_Vyacheslav_Gavrilovich

 

Щёлоков Вячеслав Гаврилович

Заслуженный работник культуры РСФСР.

Член СХ России. Участник областных, зональных и всероссийских выставок. 
Выпускник ГХУ (1954)Окончил МГПИ.
1962–2002 гг. – преподавал в ГХУ / НХУ

Мои 50‑е годы в училище

Деревянный двухэтажный домик с подвальным помещением – это художественное училище в Горьком на ул. Пискунова в 1950‑е годы. Небольшие и полутёмные мастерские.

Поступил в училище я в 1950 году сразу на второй курс. Прошло пять лет, как закончилась война, и поэтому в училище было много студентов-фронтовиков. Время в стране было трудное и с едой, и одеждой. Участники войны ходили в гимнастерках, шинелях, а на ногах часто были галоши, подвязанные верёвкой. Студенты кроме учёбы работали после занятий сторожами, писали лозунги для учреждений, ночами разгружали вагоны на железной дороге. Надо было выживать и покупать художественные материалы. Мы уважали фронтовиков и слушали их наставления.

В учебных мастерских – полная тишина, и только шуршание карандашей нарушало её. Листы бумаги для рисунка были небольшими, а красками писали тонко – экономили. Всё было дорого. Рисунок в нашей группе вела строгая Галина Павловна Миронова, а живопись и композицию – добродушный Михаил Фёдорович Лисенков, историю искусств – Михаил Григорьевич Коломенский, анатомию – И.С. Мясников. Директором училища был Н. С. Зиновьев.

Несмотря на все трудности, жизнь в училище бурлила своей молодой энергией. Проводились конкурсы на лучший эскиз композиции, наброска фигуры, портрета. К празднованиям Нового года, Первого мая, годовщине Октябрьской революции, 8 Марта выпускались огромные по размерам стенгазеты, хорошо нарисованные. Студенты делали это с большим удовольствием. Проводились соревнования по шахматам. Наши студенты участвовали в соревнованиях по конькобежному спорту, в училище была своя футбольная команда.

Под руководством завуча Марии Николаевны Гладковой работал драматический кружок. У студентов художественного училища напряженный день: восемь-десять учебных часов в стенах училища и обязательные домашние задания. Не все выдерживали такую нагрузку, но кто успешно осваивал учебную программу, тот получал хорошую подготовку для профессиональной деятельности.

В художественное училище я вернулся в 1962 году в качестве преподавателя по спецдисциплинам и проработал в нём 41 год.