Меню

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Основные сведения о ГБПОУ "НХУ"
Сведения об учредителе
СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГБПОУ "Нижегородское художественное училище"
Документы
Лицензия
Государственная аккредитация
Устав
Цены на обучение. Приказ
Отчет о результатах самообследования
Информация о государственном (муниципальном) задании и его исполнении
Отчет об исполнении предписаний в сфере образования
Показатели эффективности деятельности основных категорий работников
Правила внутреннего трудового распорядка
Документация о закупках по ФЗ №223
Финансово-хозяйственная деятельность
Кодекс этики и служебного поведения
Положение о Совете профилактики
Коллективный договор ГБПОУ "НХУ"
Правила оказания платных образовательных услуг
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
Порядок перехода обучающихся училища с платного на бесплатное обучение
Положение о порядке участия обучающегося Училища в формировании содержания своего профессионального образования
Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между НХУ и обучающимися и (или) их родителями
Положение о государственной итоговой аттестации выпускников Училища
Положение о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов
Образование
Общая информация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГБПОУ «Нижегородское художественное училище»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА по специальности 54.02.05 ЖИВОПИСЬ (ПО ВИДАМ)
Рабочие программы
Календарные учебные графики
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИЕМА в ГБПОУ «НХУ»
Численность обучающихся по реализуемым профессиональным образовательным программам
Вакантные места для приема (перевода), результаты перевода, восстановления и отчисления
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Общие сведения о материально – технической оснащенности ГБПОУ "НХУ"
О формирование доступной среды
Платные образовательные услуги
Правила оказания платных образовательных услуг
Порядок перехода обучающихся училища с платного на бесплатное обучение
Цены на обучение. Приказ
Договор на платное обучение
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки обучающихся
О трудоустройстве выпускников
История НХУ
1921–1928
1936–1941
1946–1956
1956–1974
1974–1991
1991–2005
НХУ сегодня
Студентам
Студенческая жизнь
Расписание занятий 2 полугодие 2017-2018 года
Объявления
Учебные материалы
Абитуриентам
Правила приема 2018
Приказ на зачисление
Результаты вступительных испытаний
Количество заявлений
Подготовительные курсы. Договор.
Подготовительные курсы
Правила оказания платных услуг
Договор на платное обучение
Работы студентов
Рисунок
Живопись
Дизайн

Оцените качество предоставляемых училищем услуг

Яндекс.Метрика

istoriya_1956-74

С мая 1949 г. по 1967 г. директором училища был Николай Сергеевич Зиновьев. Крепкий организатор и хозяйственник, много сил отдавший организации учебного процесса, формированию методического фонда, пополнению реквизита и библиотеки. Его заботами и стараниями удалось убедить местные власти в необходимости перенести занятия в более просторные аудитории и мастерские.

В 1956 г. училище переезжает в здание на ул. Фигнер (ныне Варварская, 8). Ранее здесь была мастерская художника и фотографа А.О. Карелина. В течение многих лет он содержал здесь частную школу-студию, которая была своеобразным художественным центром дореволюционного Нижнего Новгорода.

Процессы обновления в политической жизни общества конца 50‑х – начала 60‑х не могли не вызвать оживления и в культурной жизни. Живой интерес у студентов вызвала так нашумевшая выставка к ЗО-летию МОСХ, которую посетил Н.С. Хрущёв. Почти все студенты ГХУ побывали на ней. Выставка понравилась, она дала много информации для обсуждений различных направлений и стилей в искусстве. «Суровый стиль» привлекал тяготением к драматизму, ритмической организацией пространства. Многих студентов и преподавателей увлёк «декоративный стиль» с его орнаментальностью, красочной мажорностью.

В конце 60‑х – начале 70‑х снова встал вопрос о модернистских влияниях, о путях развития художественного творчества. Увлечение абстрактным, ассоциативным искусством проявилось в выставках студентов, которые делались подпольно в квартирах, в подвалах, мастерских. Некоторые из студентов этого периода остались верны своей юношеской привязанности до сих пор.

Выставки «андеграунда», однако, не влияли на течение учебных занятий в мастерских, где господствовали традиции русской академической школы. Жизнь в училище этого периода была живая, активная, все настроены были учиться дальше и стать художниками-профессионалами. Чувствовался коллектив, часто встречались помимо училища, встречались с поэтами, художниками, много говорили о смысле жизни, о поэзии, о профессионализме художников. Учёба воспринималась как вечный праздник творчества.

Среди выпускники училища этого времни заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, профессор МГУП Ю.И. Чувашев, действительный член Российской академии художеств В.Г. Калинин, преподаватели НХУ Т.В. Быкова, И.И. Рубцов, П.К. Рыбаков, Ю.П. Андреев, Ю.М. Буров, В.Н. Косолапов, П.С. Шиндяйкин, директора ДХШ В.Г. Колесников, Самойлов, Б. Серов, преподаватели изостудий и ДХШ М. Трушкин, доцент ННГАСУ Г. Панксёнов, реставратор НГХМ Ю. Тиуков, художник Свердловской киностудии В. Панфилов, художник-медальер А. Елизаров.

В 1967 г. в училище открывается новое отделение – художественно-оформительское. Его открытие было вызвано жизненной необходимостью. Город нуждался в профессионалах, владеющих искусством оформления витрин, выставок, интерьеров, выполняющих рекламу и различную промышленно-графическую продукцию. В течение 4‑х лет студенты нового отделения изучают основы композиции, специфику декоративного оформления, изучают различные виды шрифтов, технологию материалов, цветоведение и основы архитектуры. В 1971 г. был сделан первый выпуск на отделении.

60‑е годы для развития художественного творчества вообще были самыми благоприятными. С «оттепелью» пришли новые надежды, вера в лучшее, прекрасное будущее.

В 70‑е годы наметился решительный поворот молодежи к реализму, прошла «детская болезнь левизны». Студенты ГХУ – постоянные посетители художественных выставок в Москве и Ленинграде; ездили в древние города Владимир, Суздаль, Городец и близлежащие районы.

В эти годы преподавали Г.П. Миронова, В.Г. Щёлоков, Г.П. Щёлокова, Н. Панченко, Б.И. Кочуков, В.М. Ольшевский, В.Ф. Савлов, К.И. Шихов, Ю.И. Приданов, А.В. Сайкина, завуч М.Н. Гладкова, историю искусства читали Емельянова, В.А. Филиппов, черчение – Е.С. Кукош. Директор ГХУ (1968–74) А.Н. Комшилов.

Чувашев Ю И

Юрий Иванович Чувашев

Заслуженный работник высшей школы РФ,
кандидат искусствоведения. Профессор.
Руководитель творческой мастерской. Член Союза художников РФ.

Выпускник Горьковского художественного училища (1956-1962).

1965-73 гг. – студент, аспирант Московского полиграфического института; 1977-88 гг. – декан ФХТОПП; 1992–2006 – зав. кафедрой рисунка, живописи и композиции; 2006-2009 – зав. кафедрой иллюстрации и эстампа Московского государственного университета печати.

Участник московских, зональных, республиканских, всероссийских, художественных выставок

 О времени, друзьях, учителях

Горьковское художественное училище для многих поколений выпускников стало творческой колыбелью, родовым гнездом, из которого год за годом появлялись новые художественнее личности, разлетаясь по просторам нашей Родины.

Историю училища, возможно, когда-нибудь напишет серьёзный исследователь, мы же можем лишь рассказать о времени и событиях, свидетелями которых были сами. В данном случае речь пойдёт о локальном, но очень интересном и непростом периоде с 1956 по 1962 год. Необычность всего тогда происходившего заключалась в том, что вся художественная жизнь в стране вдруг пришла в какое‑то странное движение, словно копившаяся годами, десятилетиями энергия прорвалась повсеместно, выбрасывая на авансцену множество очень разных и, главное, творчески очень активных личностей. Некоторые из них не дошли до конца этого загадочного «спектакля», но без них и сами события могли бы вовсе не состояться. Позднее это время будет названо хрущёвской «оттепелью», но тогда мы, съехавшиеся из городов и весей в Горький – громадный древний город, царственно расположившийся на высоких берегах двух великих рек, чувствовали себя счастливчиками, не помышлявшими ни о чём, кроме учёбы, и ни о какой «оттепели» не слыхавшими.

Город поражал, производил впечатление столицы. Наличие прекрасного музея, экспозицию которого мы знали наизусть, консерватории и филармонии, оперного и драматического театров, в которых выступали выдающиеся музыканты и актеры, Горьковский государственный университет, множество других вузов и средних учебных заведений лишь усиливало это впечатление. Красивейший центр города, Откос, улицы и площади буквально были наводнены учащейся молодёжью. Город, перенаполненный энергией, гипнотизировал, подобно водовороту втягивал в себя нас, совсем ещё юных, подчиняя своему ритму.

Мы с головой кинулись в этот водоворот: рисовали и писали в училище и дома – на съёмных тесных квартирах, на улицах и в знаменитых, живописнейших тогда Печёрах, ходили на все выставки и в мастерские художников, были завсегдатаями книжных магазинов, отслеживая самое интересное для нас, много читали, но ещё больше спорили. Спорили о том, что такое искусство, о целях и назначении художника, спорили часами, до хрипоты, но без обид. Был толк в этих спорах или нет, сейчас трудно сказать, одно несомненно – это подогревало, накаляло творческую атмосферу, интенсифицировало творческое мышление, выводило его за рамки учебных программ и требований.

Мощную подпитку этим настроениям давала и училищная библиотека, в которой нам разрешали копаться и читать. Здесь можно было найти все выпуски мирискуснических журналов: «Аполлон», «Золотое руно», «Мир искусства» и др., что позволяло погрузиться в атмосферу художественных поисков и открытий конца XIX – начала XX веков. Также здесь было множество монографий и альбомов о художниках и искусстве самых разных эпох. Всё это богатство досталось училищу случайно, как часть библиотеки Большого театра, находившегося в эвакуации в Горьком во время войны и оставленной в спешке возвращения обратно в Москву в 1943 году.

В тексте всё время повторяется безличностное «мы». Кто эти «мы»? Это были мы, конечно, не все учащиеся, однако и не единицы. Речь идёт о наиболее инициативных и сплоченных группах и группках единомышленников, складывавшихся практически на всех курсах. При всём том некоторые курсы поражали массовостью этих групп и общей активностью.

Здесь необходимо сделать маленькое отступление. Юрий Любимов, режиссер, как‑то назвал актеров Театра на Таганке коллективом, состоявшим из «заслуженно заслуженных и незаслуженно незаслуженных». Эта многозначительная формулировка врезалась в память. Из выпускников ГХУ, учившихся в то время, вышло немало заслуженных художников РФ. Назову лишь некоторых из них: И. Широкова, Н. Макушкин, Т. Быкова, Л. Старкова, народный художник А. Смирнов, В. Ушакова, академик В. Калинин, другие в высшей степени достойные мастера. Об их творчестве написаны статьи, монографии, изданы альбомы, они широко известны. Это как раз те, «заслуженно заслуженные», гордость училища. Однако ниже речь пойдет о том, конкретном далеком времени, когда ещё ничего не было известно о будущем, поэтому возникнут имена менее известные или совсем неизвестные, но без которых то время представить невозможно, да и само это время стало бы другим. Возвращаясь к теме, можно совершенно определенно назвать первую группу «заводил» – курс, набранный в 1955 году. Уже в конце второго года обучения на практике в упоминавшихся выше Печёрах была заметна необычность манеры письма, трактовки цвета у целого ряда студентов. Первую скрипку тут играл В. Алёшин, рядом были совершенно разные, каждый по своему очень интересные молодые художники: А. Зайцев, В. Дубов, А. Крестьянинов, Л. Новиков, Н. Мидов, А. Циснецкий и др. Другой курс, набранный двумя годами позже, быстро подружился с упомянутой группой, стал, пожалуй, ещё более шумным и напористым. Царицей искусств в училище стала живопись. Цвет, колористические поиски завладели умами почти повсеместно. Здесь учились одаренные живописцы: В. Школьный, Л. Шаболдин, А. Данилин, Е. Сапожников, В. Кострин, В. Савиных, И. Урусов, Ю. Кузьмин, В. Макаренко, В. Баранов, В. Косолапов, А. Игошев, А. Р. Яушева, Б. Гольдштейн, Г. Артемьева, Р. Левит; автору этих строк посчастливилось учиться также на этом курсе. Году в 1960-м появился ещё один яркий курс, который быстро сблизился с предыдущим. Там сразу выделились В. Тырданов, Л. Баулин, И. Соловьева, Е. Юсов, И. Еськов и др.
На других курсах в это время учились П. Никифоров, А. Семёнов, Ю. Коннов, Ю. Приданов, другие талантливые студенты, впоследствии ставшие известными художниками и дизайнерами. Фактически к этому времени всё училище бурлило. Отход от программы, эксперименты и формальные поиски настораживали и пугали администрацию училища и значительную часть педагогов. Несколько лет шла нешуточная борьба с «формалистами», которых было очень много, причём администрацию подталкивали вышестоящие идеологические инстанции.
Сами себя мы «формалистами» не считали, поскольку не очень понимали смысл термина и, главное, мы очень внимательно работали с натурой, пытаясь понять суть живописи помимо стандартного – свет, тень, рефлекс и т. п.

К 1963 году шумные курсы окончили училище, часть студентов последнего такого курса были отчислены, и жизнь в ГХУ стала входить в привычное спокойное русло. Последним по времени настырным сторонником поиска новых форм того периода был В. Калинин, ныне известный живописец, академик, окончивший ГХУ в 1964 г. Странным образом это совпало с окончанием так называемой «оттепели». Судьба «бунтарей» сложилась по разному: у одних – драматично, у других – успешно. Резко отторгнутые официальными художественными структурами, некоторые сменили профессию, оставив искусство, большинство же, пройдя нелёгкий путь, не изменяя идеалам юности, достигли значительных творческих успехов. Назову лишь некоторых: В. Калинин, В. Кострин, А. Данилин, В. Тырданов, Ю. Беззубов, Е. Юсов, Н. Мидов, Л. Шаболдин, Ю. Приданов, А. Дудин, В. Величко и многие другие.